РП коррекционно-развивающей работы с детьми 5-6 лет, имеющие нарушения (ФФН,ВН)

1

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
№ 4-детский сад «Одуванчик» с.Киргишаны

(МКДОУ № 4- детский сад «Одуванчик» с.Киргишаны)
СОГЛАСОВАН
Педагогическим советом
МКДОУ № 4-детский сад «Одуванчик»
с.Киргишаны
(протокол от 16.09.2024 г. )

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МКДОУ № 4детский сад
«Одуванчик» с.Киргишаны
__________________О.В.Бобрик
приказ № 96 от 16.09.2024 г.

Рабочая программа
коррекционно-развивающей работы с детьми
старшего дошкольного возраста (5-6 лет), имеющими
речевые нарушения (ФФН, ФН)
Учитель-логопед: Ветрова Людмила Александровна

с. Киргишаны
2024

2

Содержание
1. Целевой раздел...................................................................................................................................3
1.1. Пояснительная записка..............................................................................................................3

1.2. Значимые для реализации Программы характеристики.........................................................6

1.3. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников ................................................ 7
1.4. Предполагаемые результаты освоения Программы детьми...................................................8
1.5. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых
результатов освоения программы....................................................................................................8

2. Содержательный раздел ................................................................................................................ 10
2.1. Содержание коррекционно-логопедической работы с детьми.............................................10

2.2. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и специалистами .............................. 11
2.3. Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников.............................................12

3. Организационный раздел ................................................................................................................. 14
3.1. Организация коррекционно-развивающей деятельности.....................................................14
3.2. Условия реализации Программы............................................................................................15

3.2.1. Психолого-педагогические условия....................................................................................15

3.2.2. Организационные условия (создание предметно-развивающей среды).........................15
3.2.3. Методическое обеспечение Программы...........................................................................16

Список литературы ............................................................................................................................ 27
4. Приложения..........................................................................................................................................

4.1. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых
результатов освоения Программы ......................................................................................................

4.1.1. Перспективно-календарное планирование индивидуальной работы (по Филичевой Т. Б.,
Чиркиной Г.В.)......................................................................................................................................17
4.1.2. Примерный вариант индивидуального планирования

4.1.3. Перспективно-тематическое планирование подгрупповой работы (по Филичевой Т. Б.,
Чиркиной Г. В.)..............................................................................................................................20

3

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа (далее — Программа) относится к коррекционноразвивающим программам и предназначена для детей в возрасте от 5 - 6 лет, имеющих
нарушения речи – фонетико-фонематические нарушения (ФФН), посещающих логопедический
пункт
Программа является нормативным документом, характеризующим систему организации
образовательной и коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда в условиях
дошкольного логопедического пункта.
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральными, региональными и
локальными нормативными документами:
‒ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
‒ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.
№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»
‒ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об
утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».
‒ Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного
образования».
‒ Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020 года №28 об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
‒ Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 (ред. от 06.04.2021) «Об
утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
‒ Распоряжение Министерства просвещения РФ от 09.09.2019 N Р-93 «Об утверждении
примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной
организации».
‒ Письмо Минпросвещения России от 24.11.2020 № ДГ-2210/07 «Разъяснения по вопросу
регулирования рабочего времени учителей-логопедов организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, при выполнении ими должностных обязанностей».
‒ Основной базой рабочей программы являются программы Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной
«Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического
недоразвития у детей». Москва. «Просвещение» 2016.
‒ Образовательной программой МКДОУ № 4.
‒ Устав МКДОУ № 4
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
определяет целевые ориентиры - социальные и психологические характеристики личности
ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из
центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению
дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли
и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства
общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
‒ активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
‒ способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и
радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
‒ может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

4

‒ проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и
явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
‒ обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном
культурном мире, в котором он живет.
Согласно целевым ориентирам ФОП ДО к шести годам:
‒ ребенок настроен положительно по отношению к окружающим, охотно вступает в
общение со взрослыми и сверстниками, проявляет сдержанность по отношению к
незнакомым людям, при общении со взрослыми и сверстниками ориентируется на
общепринятые нормы и правила культуры поведения, проявляет в поведении уважение и
привязанность к родителям (законным представителям), демонстрирует уважение к
педагогам, интересуется жизнью семьи и ДОО;
‒ ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в процессе придумывания загадок,
сказок, рассказов, владеет первичными приемами аргументации и доказательства,
демонстрирует богатый словарный запас, безошибочно пользуется обобщающими
словами и понятиями, самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, проявляет
избирательное отношение к произведениям определенной тематики и жанра;
‒ ребенок испытывает познавательный интерес к событиям, находящимся за рамками
личного опыта, фантазирует, предлагает пути решения проблем, имеет представления о
социальном, предметном и природном мире; ребенок устанавливает закономерности
причинно-следственного характера, приводит логические высказывания; проявляет
любознательность;
‒ ребенок использует математические знания, способы и средства для познания
окружающего мира; способен к произвольным умственным действиям; логическим
операциям анализа, сравнения, обобщения, систематизации, классификации и другим,
оперируя предметами разными по величине, форме, количеству; владеет счетом,
ориентировкой в пространстве и времени;
‒ ребенок согласовывает свои интересы с интересами партнеров в игровой деятельности,
умеет предложить и объяснить замысел игры, комбинировать сюжеты на основе разных
событий, создавать игровые образы, управлять персонажами в режиссерской игре;
ребенок проявляет интерес к игровому экспериментированию, развивающим и
познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами действует в точном
соответствии с игровой задачей и правилами.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и
коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые
могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к
пятилетнему возрасту.
Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания
логопедической помощи дошкольникам, имеющим ФФН, определяет содержание, структуру и
организацию деятельности, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста в условиях
логопедического пункта.
Срок реализации программы один год.
Цель — проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической
работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ФФН, его
позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих
способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих
возрасту видах деятельности.
В соответствии с целью выделены задачи коррекционно-развивающей работы:
‒ развивать подвижность речевого аппарата;
‒ совершенствовать дифференцированность движений речевых органов;
‒ устранить речевые нарушения;

5

‒
‒
‒
‒
‒
‒
‒
‒
‒
‒

учить дифференцировать звуки, сходные по артикуляторно-акустическим признакам;
развивать пространственно-временные представления;
развивать фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
развивать и закреплять правильные слухопроизносительные дифференцировки фонем;
развивать языковой анализ и синтез на уровнях слога, слова, предложения, текста;
уточнять значения слов и обогащать словарный запас за счет накопления новых слов и
развивать умения активно пользоваться различными способами словообразования,
словоизменения;
учить употреблять в речи правильные грамматические конструкции;
формировать и развивать связную выразительную речь;
формировать и развивать коммуникативную функцию речи;
сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения.

Программа построена на следующих основных принципах дошкольного образования,
установленных ФГОС ДО, ФОП ДО:
 Поддержка разнообразия детства.
 Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии
человека.
 Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (обогащение детского развития.
 Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания
своего образования, становится субъектом образования.
 Позитивная социализация ребенка.
 Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических
работников и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников и
обучающихся.
 Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание
ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
 Сотрудничество с семьей.
 Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор
образовательными организациями содержания и методов дошкольного образования в
соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
 Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства.
 Учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Специфические принципы и подходы к формированию Программы:
программа написана в соответствии с основными принципами логопедии и реализует
логопедические методы и приемы на всех этапах коррекции.
 Патогенетический принцип. Учет механизмов нарушения.
 Принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушений.
 Принцип системности. Методика устранения нарушения представляет собой систему
методов.
 Принцип комплексности. Воздействие на весь комплекс речевых нарушений (устной и
письменной речи).
 Принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы,
на их взаимодействие.
 Принцип поэтапного формирования умственных действий.
 Онтогенетический принцип. Учет последовательности формирования психических
функций в онтогенезе.
 Принцип постепенного усложнения речевого материала с учетом «зоны ближайшего
развития».

6

1.2. Значимые для реализации Программы характеристики
Характеристика речи детей с фонетическим нарушением речи (ФН)
Фонетическое нарушение речи – это группа речевых расстройств, при которых
нарушается исключительно произносительная сторона при достаточной сформированности
фонематического слуха, лексики, грамматики.
Дети с фонетическим недоразвитием речи – это дети с ринолалией, дизартрией, с
механической (органической) дислалией и функциональной дислалией артикуляторнофонетической формы. Нарушения анатомического строения артикуляционного аппарата
определяют искаженное произношение звуков речи. При моторной функциональной дислалии
движения губ и языка становятся в некоторой степени неточными и недифференцированными,
что обусловливает приблизительность артикуляции звуков, т. е. их искажение (фонетическое
нарушение). Искажение звуков – это ненормированное произношение, использование в речи
звуков, отсутствующих в фонетической системе русского языка (например, велярное или
увулярное произнесение [р], межзубное или боковое произнесение [с] и т.д.). Фонетические
недостатки произношения звуков разных групп (искажения) принято обозначать терминами:
 ротацизм – недостатки произношения [р] и [р'];
 ламбдацизм – недостатки произношения [л] и [л'];
 сигматизм – недостатки произношения шипящих [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящих [с], [с'], [з],
[з'];
 йотацизм – недостатки произношения [й];
 гаммацизм – недостатки произношения [г] и [г']; - каппацизм – недостатки произношения
[к] и [к'];
 хитизм - недостатки произношения [х] и [х'];
 несовершенства озвончения и оглушения – замены звонких согласных парными глухими
и наоборот;
 несовершенства смягчения и твердости – замены мягких согласных парными твердыми
звуками и наоборот;
 искажение (усреднение) гласных.
Степень выраженности фонетического недоразвития речи различна. У детей может
наблюдаться нарушение произношения отдельного звука или звуков одной группы. Такая форма
именуется как НПОЗ – нарушение произношения отдельных звуков. В случае одновременного
нарушения нескольких звуков двух и более групп определяют ФНР – фонетическое недоразвитие
речи. При фонетическом недоразвитии речи нарушены фонетическая сторона речи
(звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо
отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или
звукопроизношение и звукослоговая структура слова). Лексико-грамматический строй при
фонетическом недоразвитии речи обычно в соответствии с возрастом: имеется достаточно
развитая словарная база, правильно используются падежные окончания, единственное и
множественное число, имеется достаточно высокий уровень развития связной речи. У детей с
фонетическим недоразвитием речи (ФНР) могут наблюдаться дислалия, дизартрия, нарушения
голоса, ринолалия. Основой определения выраженности речевого недоразвития является степень
проявления составляющих его структуры и их комбинация.
Характеристика речи обучающихся с фонетико-фонематическим недоразвитием
(ФФН)
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — это нарушение процесса
формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми
расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная
способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного
состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются

7

трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или
акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в
речи ребенка различным образом:
 заменой звуков более простыми по артикуляции;
 трудностями различения звуков;
 особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность
процессов восприятия звуков речи.
На недостаточную сформированность фонематического восприятия указывают
затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех
перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом
недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр,
мелодика.
Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве
случаев нерезко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании
грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены
отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании
прилагательных и порядковых числительных с существительными и другие варианты лексикограмматического недоразвития.
1.3. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников
На шестом году жизни ребенка происходят значительные изменения в развитии речи. В
этом возрасте правильное произношение звуков становится нормой. Дети начинают осознавать
свои речевые недостатки, сравнивая свою речь с речью взрослых. Они свободно используют
интонационную выразительность: могут читать стихи с разным настроением (грустно, весело
или торжественно), регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации
(например, громко читать на празднике или тихо шептаться).
Дети этого возраста активно обогащают свой словарный запас, включая обобщающие
слова, синонимы, антонимы и многозначные слова. Они начинают употреблять слова,
обозначающие профессии и социальные учреждения, такие как библиотека, почта, спортивный
клуб. Также их словарь пополняется глаголами, обозначающими трудовые действия, и
прилагательными и наречиями, описывающими качества и отношения к профессиональной
деятельности.
Ребенок учится самостоятельно строить диалоги, осваивая правила речевого этикета, и
пользоваться прямой и косвенной речью. В монологах он способен передать состояние героя, его
настроение и отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.
Круг чтения детей 5-6 лет расширяется, включая произведения на разнообразные темы,
такие как семья, отношения со взрослыми и сверстниками, история страны. Дети способны
удерживать в памяти большой объем информации и воспринимать чтение с продолжением. Они
приобщаются к литературному контексту, включая понимание автора и истории создания
произведения.
Внимание ребенка становится более устойчивым и произвольным; он может
сосредоточиться на менее привлекательной, но нужной деятельности в течение 20-25 минут
вместе со взрослым. В этом возрасте дети уже способны действовать по правилам,
установленным взрослыми. Объем памяти изменяется незначительно, но её устойчивость
улучшается. Дети начинают использовать простые приемы для запоминания, такие как
использование карточек или рисунков.
Наглядно-образное мышление становится ведущим, позволяя ребенку решать более
сложные задачи с помощью обобщенных наглядных средств, таких как схемы и чертежи. При
этом наглядно-действенное мышление используется в случаях, когда необходимо выявить связи
и отношения, которые сложно определить без практических действий.

8

1.4. Предполагаемые результаты освоения Программы детьми
Целевые ориентиры освоения программы детьми среднего дошкольного возраста (5-6 лет)
Планируемый результат освоения Программы — достижение каждым ребенком уровня
речевого развития, соответствующего возрастным нормам и обеспечивающего его социальную
адаптацию и интеграцию в обществе; предупреждение возможных трудностей в усвоении
школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.
Образовательные области «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное
развитие»:
‒
‒
‒
‒
‒
‒
‒
‒
‒

Иметь достаточный богатый словарный запас.
Составлять по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок;
последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные
произведения.
Уметь подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим
словом со сходным значением.
Использовать все части речи, активно заниматься словотворчеством.
Драматизировать небольшие сказки, читать по ролям стихотворения.
Называть любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы.
Уметь делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, ссылаться
на источник полученной информации.
Проявлять умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, согласие или
несогласие с ответом товарища.
Понимать и употреблять в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние,
этические качества, эстетические характеристики.
Слушая новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать
персонажам сказок, историй, рассказов.

В качестве ориентира успешности коррекционно-логопедической работы выступают
следующие показатели:
‒ усвоить артикуляционные движения, способы сочетаемости звуков, ритмикоинтонационное оформление слов, фраз;
‒ отличать реально произносимые в данном языке звуки от всех прочих и научиться
определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения;
‒ правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах
речи;
‒ четко дифференцировать все изученные звуки;
‒ называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
‒ находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
‒ различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
‒ овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре,
пересказе, чтении стихов;
‒ участвовать в простых диалогах;
‒ соблюдать речевой этикет.
1.5. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми
планируемых результатов освоения программы
В группе углубленное обследование детей осуществляется учителем-логопедом в течение
трёх недель в сентябре месяце и двух недель в мае, по запросу педагогов и специалистов группы
проводится промежуточное обследование в январе.
Задачами углубленного логопедического обследования являются выявление особенностей
общего и речевого развития детей: состояния компонентов речевой системы, соотношения
развития различных компонентов речи, импрессивной и экспрессивной речи, сопоставление

9

уровня развития языковых средств с их активизацией (использованием в речевой деятельности).
Обследование проводится по Методике Е.В. Мазановой

10

2. Содержательный раздел
2.1. Содержание коррекционно-логопедической работы с детьми
Направления работы с обучающимися, имеющими ФФН:
‒ формирование полноценных произносительных навыков;
‒ развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных
возрасту форм звукового анализа и синтеза, усиление направленности на
дифференциацию (на слух и в произношении) звуков по принципам твердости-мягкости,
глухости и звонкости.
По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на скорригированном речевом
материале осуществляется:
‒ развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их
сочетаний в предложении;
‒ обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам
словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
‒ воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное
предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции
предложений в самостоятельной связной речи;
‒ развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой
определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в
произношении фонем;
‒ формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе
исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.
В основе занятий лежит комплексный подход, направленный на решение
взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития:
‒ формирование полноценной звуковой культуры речи зависит от: степени развития
фонематического восприятия;
‒ овладения артикуляцией звуков, просодических средств;
‒ умения произвольно использовать приобретенные речевые умения и навыки в разных
условиях речевого общения.
Требования к речевому материалу для занятий:
‒ он должен быть максимально насыщен изучаемым звуком;
‒ нарушенные в произношении звуки не включаются (по мере возможности);
‒ произношение изучаемого звука отрабатывается во всех доступных сочетаниях;
‒ одновременно учитывается слоговой состав слов, их лексическое значение и
грамматическая структура предложения в соответствии с возрастом.
Формирование полноценных произносительных навыков включает
звукопроизношения и работу над дыханием и ведется в три этапа:

в

себя

коррекцию

11
Этап

Содержание работы

Подготовительный

Этап формирования первичных
произносительных умений и навыков
Этап формирования коммуникативных
умений и навыков

1. Включение ребенка в коррекционно-развивающий
процесс, формирование психологической готовности.
2. Работа над формированием восприятия звуков речи с
учетом характера дефекта.
3. Формирование артикуляционной базы звуков.
4. Развитие речевого дыхания, сильной воздушной струи.
1. Постановка звука.
2. Автоматизация звука.
3. Дифференциация звука
Формирование навыков безошибочно употреблять звуки
речи во всех ситуациях общения.

Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений,
доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза
Этап

Развитие слухового восприятия, внимания
(осуществляется одновременно с подготовительным
этапом)
Развитие фонематического слуха
Формирование слогового и звукобуквенного анализа
и синтеза

Содержание работы

1. Дифференциация звуков, различающихся по
тональности, высоте, длительности.
2. Воспроизведение ритмического рисунка на
слух
1. Выделение фонемы на фоне слова.
2. Определение места фонемы в слове
1. Вычленение и сочетание звуков в словах
различной слоговой структуры.
2. Вычленение и сочетание слогов в словах
различной слоговой структуры.
3. Обозначение гласных и согласных (твердых
и мягких) звуков соответствующими цветами.
4. Составление графических схем.

Работа над двумя направлениями ведется одновременно.
На основе содержания основных этапов рабочей программы составляется планирование
индивидуальной и подгрупповой работы по коррекции звукопроизношения и развитию
фонематического
слуха
и
восприятия:
«Перспективно-тематическое
планирование
индивидуальной
работы»,
«Перспективно-тематическое
планирование
подгрупповой
(групповой) работы» (Приложение № 1, 2)
2.2. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и специалистами
Эффективность коррекционной воспитательно-образовательной работы определяется не
только чёткой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильным
распределением нагрузки в течение дня, но и координацией и преемственностью в работе всех
субъектов коррекционного процесса.
Также решаются следующие задачи:
 Профилактика вторичных и третичных нарушений в развитии ребенка.
 Предупреждения перегрузок у ребенка.
 Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам обучения детей с
нарушениями речи.
 Предоставление профессиональной помощи родителям.

12
Учитель-логопед●
●
●
●
●

●

Воспитатель ●
●
●

●
●
●
●

Музыкальный ●
руководитель ●

Инструктор по ●
физической ●
культуре ●
●

Система взаимодействия специалистов

Мониторинг уровня речевого развития детей (два раза в год).
Составление и корректирование перспективных планов индивидуальных и
подгрупповых занятий.
Подгрупповые коррекционные занятия (фонетико-фонематические, лексикограмматические, занятия по развитию фразовой и связной речи).
Индивидуальные коррекционные занятия согласно перспективным планам
индивидуальной логопедической коррекции.
Консультирование всех специалистов, работающих с группой по вопросам развития
детей.
Преемственность в работе логопеда и воспитателя: взаимопосещения занятий с
детьми, участие логопеда в подготовке и проведении мероприятий в группе,
отражение в тетради взаимосвязи текущей работы логопеда и эффективности
вечерних индивидуальных занятий.
Вовлечение родителей в процесс логопедической коррекции через детские
логопедические тетради, наглядную агитацию в группе, открытые просмотры,
собрания, консультации, беседы.
Применение на занятиях по развитию речи дидактических игр и упражнений на
развитие всех компонентов речи.
Знание и использование в работе с детьми артикуляционных упражнений и их
комплексов, грамматических упражнений, технологий развития фразовой и связной
речи.
Уточнение и обогащение детской лексики, акцентирование детского внимания на
смысловой стороне слова или изречения во всех режимных моментах,
сопровождение жизни детей в детском саду яркими эпитетами, образными
сравнениями, метафорами, потешками, поговорками, стишками.
Развитие просодической стороны речи при ознакомлении с произведениями
художественной литературы.
Учет индивидуально-типологических особенностей детей с нарушениями речи.
Развитие познавательных интересов детей, расширение коммуникативных контактов
с окружающими, усвоение норм и ценностей общения, принятых в обществе.
Создание доброжелательной обстановки в группе, снятие переживаний, связанных с
речевой неполноценностью, укрепление веры в собственные силы, формирование
интереса к звучащей речи.
Формирование музыкального слуха и внимания к неречевым звукам.
Развитие двигательной памяти и координации. Включение в занятие музыкальных
распевов на закрепление вызванных звуков и звукоподражаний (по рекомендации
логопеда).Использование музыкально-ритмических игр
на согласование речи с
движением. Работа над выразительностью мимики и жестов в музыкальных этюдах,
над пластикой и темпом движения в музыкальных зарисовках. Обучение
коммуникативным навыкам в играх-драматизациях.
Преодоление нарушений общей моторики, координации движений.
Речевое сопровождение всех спортивных заданий и движений.
Развитие связности высказывания путем объяснения детьми правил игры,
последовательности и способа выполнения упражнений.
Обучение пространственным ориентировкам в играх и упражнениях.

2.3. Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников
В течение года осуществляется регулярное и систематическое информирование родителей
(законных представителей), чьи дети посещают занятия с логопедом, о ходе коррекционно-

13

образовательного процесса, осуществляются индивидуальные консультации, даются
рекомендации для родителей по закреплению речевых навыков дома, полученных на занятиях
через тетради взаимодействия логопеда, воспитателей и родителей.
‒ При анализе контингента семей выявлено, что дети группы воспитываются в семьях
различного социального статуса, что учитывается при организации взаимодействия
учителя-логопеда с родителями воспитанников, которое направлено на создание
доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в МКДОУ № 4, установление
взаимопонимания и создание условий для эффективного сотрудничества с родителями
воспитанников:
Родительские собрания:
Октябрь Ознакомление с итогами логопедического обследования, с перспективными планами
подгрупповой и индивидуальной работы.
Январь

Ознакомление с итогами промежуточной диагностики. Рекомендации по речевому поведению в
семье, необходимостью систематического контроля за произношением звуков и за
аграмматизмами речи, знакомство с положительным семейным опытом участия родителей в
коррекционном процессе. Выяснение логопедических затруднений родителей.

Май

Подведение годовых итогов, рекомендации на лето.

Формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями:
 Индивидуальные и подгрупповые консультации.
 Открытые просмотры индивидуальных и подгрупповых занятий.
 Родительские собрания.

14

3. Организационный раздел
3.1. Организация коррекционно-развивающей деятельности
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя
взаимосвязанные направления: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультационное
и просветительское.
‒ Образовательный процесс в МКДОУ № 4 реализуется в режиме пятидневной недели.
Режим дня составлен с расчетом 12-часового пребывания ребенка в детском саду с 7.00 19.00.
Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий определяется
выраженностью речевого нарушения и составляет не менее 2 логопедических занятий в неделю.
Вся коррекционно-развивающая работа логопеда в группе делится по форме проведения на
подгрупповую (групповую) и индивидуальную.
Продолжительность подгруппового занятия составляет 25 минут для детей 5-6 лет, что не
превышает допустимой недельной нагрузки, рекомендованной СанПин. Перерывы между
занятиями – не менее 10 минут.
Каждый ребенок посещает коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда,
согласно плану подгрупповой и индивидуальной работы.
Индивидуальная работа проводиться по коррекции звукопроизношения и других речевых
и неречевых процессов, в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся.
Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму
логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с логопедом и
сверстниками. Обеспечивается реализация требований здоровьесбережения по охране жизни и
здоровья воспитанников в образовательном процессе. Основной формой работы с детьми
дошкольного возраста является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающие
индивидуальные и подгрупповые занятия, носят игровой характер, насыщены разнообразными
играми и развивающими игровыми упражнениями, и не дублируют школьных форм обучения.

День недели

Понедельник

Время
9.0013.00

Среда

График работы учителя-логопеда ФИО
на 2024 -2025 учебный год

Проводимая работа

09:30-13:00 - Индивидуальные занятия с детьми
12:30-13:00 - Совместная деятельность в режимных моментах/ Консультативнометодическая работа с воспитателями, специалистами, родителями.
09:30-13:00 - Индивидуальные занятия с детьми
12:30-13:00 - Совместная деятельность в режимных моментах/ Консультативнометодическая работа с воспитателями, специалистами, родителями.

Циклограмма учителя-логопеда

Дни недели

Индивидуальная
образовательная
деятельность

Подгрупповая
образовательная
деятельность

Организационная
деятельность

Понедельник 100 минут

15 мин.

5 мин.

Среда

100 минут

15 мин.

5 мин.

Всего

200

30

10

Всего
часов в
неделю
2 ч 30
минут
2 ч 30
минут
5ч

15

3.2. Условия реализации Программы
3.2.1. Психолого-педагогические условия
Рабочая программа предполагает создание следующих психолого-педагогических
условий:
1. Личностно - порождающее взаимодействие логопеда с детьми, предполагающее создание
таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности,
партнера, средств и жизненных навыков; учитываются обусловленные структурой нарушенного
речеязыкового развития особенности деятельности (в том числе речевой), средств ее реализации,
ограниченный объем личного опыта.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской
успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование
самооценки.
3. Формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребенка, с учетом
необходимости развития вербальных и невербальных компонентов развития ребенка в разных
видах игры.
4. Создание соответствующей развивающей образовательной среды, способствующей
всестороннему развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и
продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности
по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой
деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности с
учетом особенностей развития и образовательных потребностей ребенка.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка
дошкольного возраста. Консультативная поддержка педагогических работников и родителей
группы. Современные образовательные технологии в коррекционно-образовательном процессе.
7. Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий
жизнедеятельности детей на занятиях.
8. Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии.
9. Учет возрастных и индивидуальных особенностей состояния здоровья;
3.2.2. Организационные условия (создание предметно-развивающей среды)
Специальными условиями получения образования детьми с нарушениями речи можно
считать создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды,
учитывающей особенности обучающихся; использование специальных дидактических пособий,
технологий, методики других средств обучения (в том числе инновационных и
информационных), разрабатываемых образовательной организацией, в том числе, учителемлогопедом. Речевая развивающая среда – особым образом организованное окружение, наиболее
эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка. Развивающая
предметная
среда
способствует
формированию
эмоционально-положительного
психологического климата в процессе обучения, обеспечивает максимальную реализацию
образовательного потенциала пространства кабинета в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями детей. Главной целью ее создания является повышение
эффективности коррекционной программы, применяемой для устранения речевых нарушений.
Цель построения речевой среды – насыщение окружающей среды компонентами,
обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.
Задачи построения речевой развивающей среды:
‒ обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;
‒ обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
‒ обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности
ребенка;
‒ обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;

16

‒ обеспечение возможностей для исследования и экспериментирования в языковой системе.
3.2.3. Методическое обеспечение Программы
1.
Арсеньева М.В., Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю., Лопатина Л.В. Аппаратные
методы диагностики в специальной педагогике /Под ред. Л.В. Лопатиной. — СПб.: ЦДК проф.
Л.Б. Баряевой, 2013.
2.
Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников.
— СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.
3.
Демидова Н.М. Времена года в картинках и заданиях для развития ума и внимания. — М.:
ДРОФА, 2008.
4.
Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде / Под ред.
Л. Б. Баряевой, Е. В. Мусатовой. — СПб.: КАРО, 2006.
5.
Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта 4+ — СПб.: Литера, 2012.
6.
Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта 5+ — СПб.: Литера, 2012.
7.
Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и
родителей. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. И др. пособия автора.
8.
Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по
картине. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009.
9.
Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. — М.: Просвещение, 1968.
10.
Лопатина Л. В. Фонетико-фонематические нарушения и их коррекция у дошкольников со
стертой дизартрией. — СПб.: СОЮЗ, 2004.
11.
Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной
выразительности речи дошкольников. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.
12.
Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред.
Г. В. Чиркиной. — М., 2003.
13.
Новиковская О.А. Ниткография. Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и
речи (от 3 до 7 лет). — СПб.: Паритет, 2008.
14.
Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском
саду. — СПб.: КАРО, 2006.
15.
Овчинникова Т.С. Логопедические распевки. — СПб.: КАРО, 2006.
16.
Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с
речью и музыкой в логопедическом детском саду. — СПб.: КАРО, 2006.
17.
Овчинникова Т.С. Васильева И.Ю. Волшебная книга игр. — СПб.: Речь, 2010.
18.
Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. — СПб.:
Речь, 2002.
19.
Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Под ред. Т. В. Волосовец. —
М.: В.Секачев, 2007.
20.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дидактические материалы для обследования и
формирования речи детей дошкольного возраста. — М.: ДРОФА, 2009.
21.
Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи. — М.: ДРОФА, 2009.
22.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей
дошкольного возраста. — М., 2005.

17

4.1.1. Перспективно-календарное планирование индивидуальной работы (по Филичевой Т. Б., Чиркиной Г.В.)
Период

Сентябрь

I
Сентябрь, октябрь,
первая половина
ноября

Звуковая сторона речи

Произношение

Основное содержание работы

Фонематическое восприятие

Диагностика речевого развития.
Выявление особенностей поведения во время обследования, занятий, в игровой деятельности.
Установление контакта с ребенком.
Обследование неречевых психических процессов, элементарных математических представлений.
Обследование звукопроизношения, лексико-грамматического строя, связной речи.
Выработка
дифференцированных
движений
органов Развитие способности узнавать и различать неречевые
артикуляционного аппарата.
звуки.
Развитие речевого дыхания. Уточнение правильного произношения Развитие способности узнавать и различать звуки речи по
сохранных звуков: гласные — [а], [у], [и], [о], [э], [ы], согласные — высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и
[м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’],
неречевых звуков. Развитие слухового внимания к
[ф] — [ф’], [д] — [д’],
звуковой оболочке слова, слуховой памяти.
[в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’] и т. д. Произнесение ряда гласных на Различение слогов, состоящих из правильно произносимых
твердой и мягкой атаке, с различной силой голоса и интонацией:
звуков.
• изолированно;
Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов.
• в слогах (воспроизведение звуко-слоговых рядов с различной Преобразование слогов за счет изменения одного звука.
интонацией, силой голоса, ударением; воспроизведение ритмических Различение интонационных средств выразительности в
рисунков, предъявленных логопедом; произнесение различных чужой речи.
сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов);
Различение односложных и многосложных слов.
• в словах;
Выделение звука из ряда других звуков.
• в предложениях. Развитие навыков употребления в речи Выделение ударного гласного в начале слова, выделение
восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации.
последнего согласного звука в слове. Выделение среднего
Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с звука в односложном слове.
индивидуальными особенностями речи детей).
Практическое усвоение понятий «гласный — согласный»
Автоматизация поставленных звуков;
звук
• изолированно;
• в открытых слогах (звук в ударном слоге);
• в обратных слогах;
• в закрытых слогах;
• в стечении с согласными;
• в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге

18
Период

Звуковая сторона речи

Произношение

Основное содержание работы

Фонематическое восприятие

II
Вторая половина
ноября — первая
половина февраля

Продолжение работы над развитием подвижности органов
артикуляционного аппарата. Постановка отсутствующих звуков: [л],
[л’], [р], [р’].
Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и
коротких текстах (см. развитие речи).
Автоматизация произношения вновь поставленных звуков:
• изолированно;
• в открытых слогах (звук в ударном слоге);
• в обратных слогах;
• в закрытых слогах;
• в стечении с согласными;
• в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.
Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием),
различающихся:
• по твердости — мягкости [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] —
[т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’];
• по глухости — звонкости: [п] — [б], [к] — [г], [т] — [д];
а также:
• в обратных слогах;
• в слогах со стечением двух согласных;
• в словах и фразах

Определение наличия звука в слове.
Распределение предметных картинок, названия которых
включают:
• дифференцируемые звуки;
• определенный заданный звук.
На этом же материале:
• определение места звука в слове;
• выделение гласных звуков в положении после согласного
в слоге;
• осуществление анализа и синтеза прямого слога;
• выделение согласного звука в начале слова;
• выделение гласного звука в конце слова.
Практическое знакомство с понятиями «твердый — мягкий
звук» и «глухой — звонкий».
Формирование умения различать и оценивать правильные
эталоны произношения в чужой и собственной речи.
Различение слов, близких по звуковому составу;
определение количества слогов (гласных) в слове.
Дифференциация на слух сохранных звуков (без
проговаривания):
• по твердости — мягкости ([м] — [м’], [н] — [н’], [п] —
[п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’],
[б] — [б’]; [г] — [г’]);
• по глухости — звонкости:
[п] — [б], [к] — [г], [т] — [д];
• в обратных слогах;
• в слогах со стечением двух согласных;
• в словах и фразах;
• составление предложений с определенным словом;
• анализ двухсловного предложения;
• анализ предложения с постепенным увеличением
количества слов.

III

Автоматизация поставленных звуков в собственной речи.

Составление схемы слова с выделением ударного слога.

19
Период

Вторая половина
февраля — май

Май, июнь

Звуковая сторона речи

Произношение

Основное содержание работы

Фонематическое восприятие

Дифференциация звуков по месту образования:
Выбор слова к соответствующей графической схеме.
• [с] — [ш], [з] — [ж];
Выбор графической схемы к соответствующему слову.
• [р] — [л];
Преобразование слов за счет замены одного звука или
• в прямых и обратных слогах;
слога.
• в слогах со стечением трех согласных;
Подбор слова с заданным количеством звуков.
• в словах и фразах;
Определение последовательности звуков в слове
• в стихах и коротких текстах;
(спеллинг).
• закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом Определение порядка следования звуков в слове.
материале
Определение количества и порядка слогов в слове.
Определение звуков, стоящих перед или после
определенного звука.
Составление слов из заданной последовательности звуков
Диагностика речевого развития.
Выявление особенностей поведения во время обследования, занятий, в игровой деятельности.
Установление контакта с ребенком.
Обследование неречевых психических процессов, элементарных математических представлений.
Обследование звукопроизношения, лексико-грамматического строя, связной речи.

20

4.1.3. Перспективно-тематическое планирование подгрупповой работы (по Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В.)
Период
Сентябрь

I
Сентябрь,
октябрь

Произношение

Развитие речи

Формирование элементарных навыков
письма и чтения

Диагностика речевого развития.
Выявление особенностей поведения во время обследования, занятий, в игровой деятельности.
Установление контакта с ребенком.
Обследование неречевых психических процессов, элементарных математических представлений.
Обследование звукопроизношения, лексико-грамматического строя, связной речи.
1. Закрепление
правильного 1. Воспитание направленности внимания к 1. Анализ
звукового
состава
правильно
произношения звуков [у], [а], [и], изучению грамматических форм слов за счет произносимых слов (в связи с формированием
[п], [п’], [э], [т], [т’], [к], [к’], [м], сравнения и сопоставления: существительных навыков
произношения
и
развития
[м’], [л’], [о], [х], [х’], [j], [ы], [с].
единственного и множественного числа с фонематического
восприятия).
Выделение
2. Различение звуков на слух: окончаниями и, ы, а (куски, кусты, кружки, начального гласного из слов (Аня, ива, утка),
гласных — ([у], [а], [и], [э], [о], письма); различных окончаний существительных последовательное называние гласных из ряда
[ы]), согласных — [п], [т], [м], [к], множественного числа, личных окончаний двух — трех гласных (аи, уиа).
[д], [к’], [г], [х], [л], [л’], [j], [р], существительных
множественного
числа Анализ и синтез обратных слогов, например
[р’], [с], [с’], [з], [з’], [ц]
родительного падежа (много кусков, оленей, « т, «ит»; выделение последнего согласного из
в различных
звуко-слоговых стульев, лент, окон и т. д.).
слов
(«мак»,
«кот»).
Выделение
структурах
и
словах
без Согласование
глаголов
единственного
и слогообразующего гласного в позиции после
проговаривания.
множественного числа настоящего времени с согласного из слов, например: «ком», «кнут».
3. Дифференциация
правильно существительными (залаяла собака, залаяли … Выделение первого согласного в слове.
произносимых звуков: [к] — [х], собаки); сравнение личных окончаний глаголов Анализ и синтез слогов («та», «ми») и слов:
[л’] — [j], [ы] — [и].
настоящего
времени
в
единственном
и «суп», «кит» (все упражнения по усвоению
4. Усвоение
слов
различной множественном числе (поёт Валя, поют ... дети); навыков звукового анализа и синтеза проводятся
звукослоговой
сложности привлечение внимания к родовой принадлежности в игровой форме).
(преимущественно
двухи предметов (мой ... стакан, моя ... сумка).
2. Формирование навыка слогового чтения.
трехсложных)
2. Словарная работа. Привлечение внимания к Последовательное знакомство с буквами у, а, и,
в
связи
с
закреплением образованию слов способом присоединения п, т, м, к, о, ы, с на основе четкого правильного
правильного
произношения приставки (наливает, поливает, выливает...); произношения твердых и мягких звуков,
звуков.
способом присоединения суффиксов (мех — постепенно отрабатываемых в соответствии с
Усвоение доступных ритмических меховой — меховая, лимон — лимонный — программой по формированию произношения.
моделей слов: тá—та, та—тá, лимонная); способом словосложения (пылесос, Выкладывание из цветных фишек и букв, чтение
тá—та—та, та—тá—та.
сенокос, снегопад); к словам с уменьшительно- и письмо обратных слогов: « т, «ит».
Определение
ритмических ласкательным значением (пенек, лесок, колесико).
Выкладывание из фишек и букв, а также слитное
моделей
слов:
вата—тáта, 3. Предложение, связная речь.
чтение прямых слогов: «та», «му», «ми», «си» с
вода—татá и т. п.
Привлечение внимания к составу простого ориентировкой на гласную букву.

21
Период

II
Ноябрь,
декабрь,
январь,
февраль

Произношение

Развитие речи

Соотнесение слова с заданной распространенного предложения с прямым
ритмической моделью
дополнением (Валя читает книгу); выделение
слов из предложений с помощью вопросов:
кто? что делает? делает что? Составление
предложений из слов, данных полностью или
частично в начальной форме; воспитание навыка
отвечать кратким (одним словом) и полным
ответом на вопросы.
Составление
простых
распространенных
предложений с использованием предлогов на, у, в,
под, над, с, со по картинкам, по демонстрации
действий, по вопросам.
Объединение
нескольких
предложений
в
небольшой рассказ.
Заучивание текстов наизусть
1. Закрепление правильного
1. Развитие
внимания
к
изменению
произношения звуков: [с]
грамматических форм слов в зависимости от рода,
(продолжение), [с’], [з], [з’], [б],
числа, падежа, времени действия.
[б’], [д], [д’], [г], [г’], [ш], [л], [ж],
Усвоение
наиболее
сложных
форм
[р], [р’].
множественного числа существительных (пальто,
2. Различение звуков на слух:
торты, крылья...).
[с] — [с’], [з] — [з’], [з] — [з’] —
Усвоение
форм
множественного
числа
[с] — [с’], [б] — [б’] — [п] — [п’], родительного падежа существительных (много —
[д] — [д’],
яблок, платьев). Привлечение внимания к
[д] — [д’] — [т] — [т’] — [г] —
падежным окончаниям существительных (В лесу
[г’], [г] — [г’] — [к] — [к’] —
жила белка. Дети любовались ... белкой. Дети
[д] — [д’], [ш] — [с] — [ж] — [щ], кормили
...
белку);
к
согласованию
[л] — [л’] — [р] — [р’], [ж] —
прилагательных с существительными мужского и
[з] — [ш] (без проговаривания).
женского рода в единственном и множественном
3. Дифференциация правильно
числе (большой ... мишка, большая ... кошка,
произносимых звуков: [с] — [с’],
большие
...
кубики);к
согласованию
[з] — [з’], [б] — [п], [д] — [т],
прилагательных с существительными среднего
[г] — [к], [с] — [ш], [ж] — [з],
рода и сопоставлению окончаний прилагательных
[ж] — [ш], [с] — [ш] — [з] — [ж],
мужского, женского и среднего рода в
[р] — [р’], [л] — [л’].
единственном и множественном числе (ой ...
4. Усвоение слов сложного
голубой платок; ая... голубая лента; ое ... голубое

Формирование элементарных навыков
письма и чтения
Преобразование слогов и их письмо.
Выкладывание из букв разрезной азбуки и
чтение слов, например: «сом», «кит».
Постепенное
усвоение
терминов
«звук»,
«буква», «слово», «слог», «гласный звук»,
«согласный звук», «твердый звук», «мягкий
звук»

1. Звуковой анализ слов.
Деление слов на слоги, составление слоговой
схемы односложных и двухсложных слов.
Звуко-слоговой анализ слов, таких, как косы,
сани, суп, утка. Составление схемы слов из
полосок и фишек. Звуки гласные и согласные;
твердые и мягкие.
Качественная характеристика звуков
Усвоение слогообразующей роли гласных (в
каждом слоге один гласный звук).
Развитие умения находить в слове ударный
гласный.
Развитие умения подбирать слова к данным
схемам.
Развитие умения подбирать слова к данной
модели (первый звук твердый согласный,
второй — гласный, третий — мягкий согласный,
четвертый — гласный и т. п.).
2. Формирование начальных навыков чтения
(работа с разрезной азбукой) Последовательное
усвоение букв б, в, д, э, г, ш, е, л, ж, ё, р, и.

22
Период

Произношение

Развитие речи

слогового состава (тротуар,
перекресток, экскаватор и др.) в
связи с закреплением правильного
произношения перечисленных
звуков.
5. Анализ и синтез звукового
состава слов, усвоенной звукослоговой структуры

платье; ые ... голубые полотенца).
Употребление сочетаний прилагательных с
существительными
единственного
и
множественного числа в составе предложения в
разных падежах (В зале много... светлых ламп.
Дети кормили морковкой... белого кролика. Дети
давали корм... белым кроликам...). Воспитание
умения в простых случаях сочетать числительные
с существительными в роде, числе, падеже
(Куклам сшили... два платья... пять платьев, две
рубашки... пять рубашек).
Сравнение и сопоставление глаголов настоящего,
прошедшего и будущего времени (катаю —
катал — буду катать); глаголов совершенного и
несовершенного вида (красит — выкрасил).
2. Словарная работа.
Привлечение внимания к образованию слов (на
новом
лексическом
материале)
способом
присоединения приставки (прибыл, приклеил,
прибежал, приполз, прискакал; уехал, приехал,
подъехал, заехал); способом присоединения
суффиксов —
образование
относительных
прилагательных (деревянный, -ая, -ое, -ые;
пластмассовый, -ая, -ое, -ые), за счет
словосложения (трехколесный, первоклассник).
Формирование умения употреблять образованные
слова в составе предложений в различных
падежных формах (У меня нет ... стеклянной
вазы. Я катался на ... трехколесном велосипеде.
Грузовик подъехал к заводу). Привлечение
внимания к глаголам с чередованием согласных
(стричь, стригу, стрижет...). Образование
уменьшительно-ласкательной
формы
существительных и прилагательных (У лисы
длинный пушистый хвост. У зайчика коротенький
пушистый хвостик).

Формирование элементарных навыков
письма и чтения
Составление слов из букв разрезной азбуки, из
данных слогов, дополнение слов недостающими
буквами (по следам устного анализа).
Преобразование слов (суп — сук, Тата — Ната)
за счет замены одной буквы. Усвоение
буквенного состава слов, например: «Таня»,
«Яма».
3. Письмо букв и слов. Усвоение следующих
навыков: слова пишутся раздельно, имена людей
и клички животных пишутся с заглавной буквы.
Обучение чтению предложений и текстов.
4. Звуки и буквы.
Определение
различий
и
качественных
характеристик звуков: «гласный — согласный»,
«твердый — мягкий», «звонкий — глухой».
5. Слово.
Звуко-слоговой анализ слов (например: «вагон»,
«бумага»,
«кошка»,
«плот»,
«краска»,
«красный» и некоторых более сложных,
произношение которых не расходится с
написанием). Выкладывание слов из букв,
выделение из слов ударного гласного.
Выкладывание слов из букв разрезной азбуки
после анализа и без предварительного анализа;
преобразование слов за счет замены или
добавления букв (мышка — мушка — мишка...;
стол — столик и др.); добавление в слова
пропущенных букв (ми-ка).
Закрепление навыка подбора слов к звуковым
схемам или по модели. Усвоение буквенного
состава слов (например: «ветка, «ели»,
«котенок»,
«ёлка»).
Заполнение
схем,
обозначающих
буквенный
состав
слова
(занимательная форма подачи материала в виде:
кроссвордов, шарад, загадок), выполнение
упражнений.

23
Период

Произношение

Развитие речи
3. Предложения.
Привлечение внимания к порядку слов и
изменению форм слов в составе простого
распространенного предложения.
Составление предложений без предлогов и с
предлогами на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по,
между, за, перед, из слов в начальной форме
(скамейка, под, спать, собака — Под скамейкой
спит собака...).
Составление предложений из «живых слов»
(которые изображают дети) и распространение
предложений с помощью вопросов (Миша вешает
шубу — Миша вешает в шкаф меховую шубу).
Составление предложений с использованием
заданных словосочетаний (серенькую белочку —
Дети видели в лесу серенькую белочку...; серенькой
белочке — Дети дали орешков серенькой
белочке...).
Добавление
в
предложение
пропущенных
предлогов:
кусты
сирени
посадили ... (перед, за) домом; ёлочка росла ... (у,
около, возле) дома. Закрепление навыков
составления полного ответа на поставленный
вопрос.
4. Связная речь.
Составление детьми предложений по результатам
выполнения словесной инструкции (надо встать
со стула, выйти из-за стола, подойти к большому
столу, взять зеленую грузовую машину и
поставить ее на среднюю полку шкафа). Развитие
умения составить рассказ из предложений, данных
в задуманной последовательности. Развитие
умения пересказывать тексты. Заучивание
наизусть прозаических и стихотворных текстов,
скороговорок

Формирование элементарных навыков
письма и чтения
6. Предложение.
Формирование умения делить на слова
предложения
простой
конструкции
без
предлогов и с предлогами. Формирование
умения составлять из букв разрезной азбуки
предложения из 3—4 слов после устного
анализа и без предварительного анализа.
7. Чтение.
Усвоение слогового чтения слов заданной
сложности и отдельных более сложных (после
анализа) с правильным произнесением всех
звуков,
в
меру
громким,
отчетливым
произнесением слов. Чтение предложений.
Формирование умения выполнять различные
задания
по
дополнению
предложений
недостающими словами (ёжик сидит ... ёлкой).
Правильное четкое слоговое чтение небольших
легких текстов.
Соблюдение при чтении пауз на точках.
Формирование умения осмысленно отвечать на
вопросы по прочитанному.
Пересказ прочитанного. Закрепление навыка
контроля за правильностью и отчетливостью
своей речи.
8. Правописание.
Закрепление умения различать ударные и
безударные гласные.
Привлечение внимания детей к проверке
безударной гласной путем изменения слов
(коза — козы).
Формирование умения проверять (в простейших
случаях) звонкие и глухие согласные в конце
слов за счет изменения слов (зуб — зубы,
мороз — морозы) и с помощью родственных
слов (дуб — дубок).
Привлечение внимания детей к некоторым

24
Период

III
Март,
апрель,
май, июнь

Произношение

Развитие речи

1. Закрепление
правильного
произношения [ц], [ч], [щ] и всех
ранее пройденных звуков.
2. Различение на слух: [ч] —
[т’] — [с’] — [щ], [ц] — [т’] — [с],
[щ] — [ч] — [с’] — [ш].
3. Дифференциация
правильно
произносимых звуков: [ч] — [т’],
[ч] — [с’], [ц] — [с], [щ] — [ш],
[щ] — [ч], [щ] — [с’].
4. Усвоение многосложных слов в
связи с закреплением правильного
произношения всех звуков речи
(учительница,
часовщик,
электрический), употребление их в
самостоятельной речи.
5. Анализ слов сложного звукослогового состава

1. Развитие
внимания
к
изменению
грамматических форм слова в зависимости от
рода, числа, падежа, времени действия.
Закрепление полученных ранее навыков.
2. Словарная работа Закрепление (на новом
лексическом материале) полученных навыков
образования слов за счет присоединения
приставки или суффикса, за счет словосложения.
Образование существительных, обозначающих
лица по их деятельности, профессии (учитель,
учительница, ученик; футбол, футболист).
Формирование
умения
использовать
образованные слова в составе предложений.
Развитие умения подбирать родственные слова
(снег, снежок, снеговик, Снегурочка, снежный...).
Образование уменьшительно-ласкательной формы
существительных
и
прилагательных
(на
усложненном лексическом материале).
Привлечение внимания к многозначности слов
(иголка для шитья, иголки у ежа, иголки у елки).
3. Предложения.
Закрепление (на новом лексическом материале)
навыков
составления
и
распространения

Формирование элементарных навыков
письма и чтения
словам, правописание которых не проверяется
правилами. Простейшие случаи переноса слов.
Формирование умения выкладывать и писать
слова с сочетаниями «ши», «жи».
Усвоение
правил
написания
слов
и
предложений: буквы в слове пишутся рядом,
слова в предложении пишутся отдельно, в конце
предложения
ставится
точка,
начало
предложения, имена людей, клички животных,
названия городов пишутся с заглавной буквы.
Самостоятельное письмо отдельных слов и
предложений доступной сложности после
устного анализа
1. Звуки и буквы.
Дальнейшее развитие навыков различения
звуков. Усвоение букв ь, ч, ц, ф, щ, ъ (24—31
неделя обучения). Закрепление и дальнейшее
развитие навыка использования при письме
ранее пройденных букв е, ё и усвоение букв ю, я.
Усвоение буквы ь (как знака мягкости) на базе
отчетливого произнесения и сравнения твердых
и мягких звуков. Усвоение букв ь, ъ
(разделительный ь и ъ знак) на основе
отчетливого произношения и сравнения на слух
сочетаний, например: ля-лья.
2. Слово.
Закрепление навыка звуко-слогового анализа
слов различной сложности, произношение
которых не расходится с написанием.
Подбор слов по схемам и моделям.
Проведение в занимательной форме упражнений
в определении звукового состава слов.
Усвоение буквенного состава слов различной
сложности.
Дальнейшее усвоение навыков выкладывания и
письма слов с буквами я, е, ё, й.

25
Период

Произношение

Развитие речи
предложений.
Умение
пользоваться
предложениями с предлогами «из-под», «из-за»:
кот вылез... (из-под) стола.
Привлечение
внимания
к предложениям
с однородными членами (Дети бегали. Дети
прыгали. Дети бегали и прыгали).
Составление предложений, по опорным словам,
например, мальчик, рисовать, краски. Составление
сложноподчиненных предложений (по образцу,
данному логопедом) с союзами «чтобы», «потому
что», «если» и др. (Мы сегодня не пойдём гулять,
потому что идёт дождь. Если завтра ко мне
придут гости, я испеку пирог...); с относительным
местоимением «который» (Роме понравился
конструктор. Конструктор подарил ему брат.
Роме понравился конструктор, который подарил
ему брат).
4. Связная речь.
Закрепление всех полученных ранее навыков.
Воспитание умения использовать при пересказе
сложные предложения.
Развитие умения связно и последовательно
пересказывать текст, пользуясь фонетически и
грамматически правильной выразительной речью.
Формирование навыка составления рассказа по
картинке, по серии картин. Заучивание наизусть
прозаических
и
стихотворных
текстов,
скороговорок

Май, июнь

Диагностика речевого развития.

Формирование элементарных навыков
письма и чтения
Развитие умения выкладывать и писать слова с
буквами ь (как знак мягкости), ю.
Умение выкладывать и писать слова с
сочетанием «ча», «чу», «ща», «щу».
Проведение в занимательной форме (загадки,
кроссворды, ребусы) постоянно усложняющихся
упражнений, направленных на определение
буквенного состава слов.
3. Предложение.
Выкладывание из букв разрезной азбуки
небольших (3—5 слов) предложений с
предварительным орфографическим и звуковым
анализом и самостоятельно. Выделение в
предложении отдельных слов, написание
которых требует применения правил (У Маши
болит зуб).
4. Чтение.
Дальнейшее развитие навыков чтения.
Правильное
слоговое
чтение
небольших
рассказов с переходом на чтение целыми
словами.
Закрепление умения давать точные ответы по
прочитанному, ставить вопросы к несложному
тексту, пересказывать прочитанные тексты.
Заучивание
наизусть
стихотворений,
скороговорок, загадок. В летний период
проводится работа по дальнейшему развитию
навыка определения буквенного состава слов,
различные упражнения в занимательной форме,
выкладывание из букв разрезной азбуки и
письмо слов и предложений с использованием
всех полученных ранее знаний и навыков,
закрепление навыков описания, дальнейшее
развитие навыков чтения, формирование навыка
сознательного слитного чтения

26
Период

Произношение

Развитие речи

Формирование элементарных навыков
письма и чтения

Выявление особенностей поведения во время обследования, занятий, в игровой деятельности.
Установление контакта с ребенком.
Обследование неречевых психических процессов, элементарных математических представлений.
Обследование звукопроизношения, лексико-грамматического строя, связной речи.

27

Список литературы
1. Микляева Н.В., Вайнапель М.Л. Предметно-развивающая среда ДОО в контексте ФГОС
ДО. - М.: Сфера, 2018.
2. Положение Министерства просвещения РФ от 06.08.2020 г. N Р-75 «Об оказании
логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.
№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»
4. Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного
образования».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об
утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020 года № 28 об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. Письмо Минпросвещения России от 24.11.2020 № ДГ-2210/07 «Разъяснения по вопросу
регулирования рабочего времени учителей-логопедов организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, при выполнении ими должностных обязанностей».
8. Приказ Минтруда России № 136н от 13.03.2023 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог-дефектолог»».
9. Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75 (ред. от 06.04.2021) «Об
утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
10. Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93 «Об утверждении
примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной
организации».
11. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования детей с тяжелыми нарушениями речи, (Одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от
07.122017 № 6/17).
12. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с
тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г.
Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб.,2014.
13. Федеральный закон «Об образование в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 29.12.2012.
14. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа логопедической работы по преодолению
фонетико-фонематического недоразвития у детей». – М.: Просвещение, 2016.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».