Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования
Связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и Профстандарту
Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и дошкольные образовательные учреждения. К этой категории относятся организации, занимающиеся образованием детей в возрасте до 7 лет.
К педработникам ДОУ (воспитателям, специалистам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартов:
- ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;
- профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.
Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2019 года.
Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны. Дело в том, что с 2019 года, когда вступят в силу профстандарты для педагогических работников, ФГОС должны будут разрабатываться с учетом заложенных в Профстандарте требований.
Что включает в себя профстандарт воспитателя детского сада?
Профстандарт воспитателя в ДОУ включает в себя следующие структурные части:
- Общие сведения о стандарте
В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится профстандарт педагога дошкольного образования,
какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что по Профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателям относится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования). - Функциональная карта
Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции: - обучения;
- воспитания;
- развития.
- Характеристика функций
В этой части профстандарта педагога ДОУ
функции, упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются.
Кроме того, здесь устанавливаются официальные названия для должностей
(«воспитатель», «педагог» и т. д.), требования к образованию и другие
квалификационные условия. Надо отметить, что здесь используются и данные
единого квалификационного справочника, утвержденного
Минздравсоцразвития РФ в 2010 году. - Сведения о том, какие организации разработали профстандарт
Упоминание разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел. - Так, профессиональный стандарт педагога ДОУ по ФГОС был разработан МГППУ при участии ЦО № 109 г. Москвы.
В заключение остается сказать, что профстандарт для педагога ДОУ,
подлежащий введению в 2019 году, должен стать новым и эффективным
способом упорядочения работы дошкольных
образовательных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной
деятельности в них, а также добиться большей компетентности от
работников. Насколько полезным окажется введение профстандартов, покажет
время…
Реестр профстандартов
Реестр профессиональных стандартов – это их систематизированный перечень по областям и видам профессиональной деятельности. В Реестр включаются утвержденные приказами Минтруда профстандарты в 10-дневный срок после их утверждения Минюстом (п. 3 Приказа Минтруда от 29.09.2014 № 667н).
Полный перечень утвержденных профессиональных стандартов (реестр), пополняемый по мере их принятия, можно найти:
· на сайте Минтруда России: http://profstandart.rosmintrud.ru/;
· на сайте Научно-методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда России: http://vet-bc.ru/.
Кроме того, любой приказ об утверждении профессионального стандарта можно найти в СПС «Консультант +».